» » » Применение дыхательного тренажера ТДИ-01 в педиатрической практике

Применение дыхательного тренажера ТДИ-01 в педиатрической практике

размещено в: Научные статьи | 0

Здоровье – это ценность, без которой все остальное лишено смысла. Но, к сожалению, от болезней не застрахован никто. И, как показывает практика, многие заболевания взрослого человека корнями уходят в детство.

Учитывая ведущее значение дыхания в жизнеобеспечении, максимальную доступность функции внешнего дыхания для произвольной регуляции с раннего возраста, широкий диапазон адаптации дыхательной системы, дыхательную гимнастику можно рассматривать как основу реабилитации и профилактики, повышение уровня здоровья уже с дошкольного возраста.

Согласно статистическим исследованиям:

– 90% новорожденных поступают с перинатальной энцефалопатией;

– у каждого 3 ребенка до 1 года имеются симптомы аллергии и дисбактериоза;

– 60% детей в возрасте 7 – 11 лет страдают различными формами неврозов;

– почти 80% детей в возрасте 12 – 17 лет имеют нарушения осанки и ранние признаки остеохондроза.

В связи с этим, к 35-40 годам большинство из нас становится больными и стареющими людьми. Научить ребенка дыхательной гимнастике также важно, как научить его чистить зубы и умываться. Это должно стать неотъемлемой частью гигиены ребенка.

Когда спрашивают, с какого возраста ребенок может начинать заниматься, я отвечаю, что об этом должна позаботиться мама еще до рождения.

Периоды внутриутробного развития и новорожденности являются критическими в жизни человека, именно в это время все системы организма формируются, а затем адаптируются к новым условиям. Однако ребенок матери, освоившей методику дыхания на тренажере, имеет более высокие шансы «пропустить» болезнь. Все параметры энергетического и общего обмена этого ребенка выше, чем у обычного новорожденного.

Тренировки дыхания у самого ребенка можно начинать с 5-летнего возраста. Этому способствуют и анатомо-физиологические особенности развития дыхательной системы у детей.

В возрасте 5-7 лет расширение бронхиального дерева преобладает над его удлинением, заметно улучшается проходимость дыхательных путей, бронхиальное сопротивление снижается, в основном заканчивается процесс дифференцировки стенки трахеобронхиального дерева, слизистая оболочка уплотняется, дифференцируется эластический каркас, к 8 годам заканчивается процесс образования новых альвеол, хорошо развиты мышечная и соединительная ткань, много слизистых желез.

Интенсивно увеличивается жизненная емкость легких, резерв дыхания возрастает в 1,5 раза. Таким образом, дыхательный аппарат у детей данного возраста функционально полноценный. Легкие осуществляют вентиляцию и газообмен, обеспечивая высокие метаболические потребности организма. Это дает возможность успешно сочетать эффект дыхательной гимнастики на тренажере с анатомо-физиологическими особенностями детского организма.

Игровая методика, используемая на занятиях с детьми, позволяет в простой, доступной форме сформировать у ребенка навыки эффективного дыхания, постепенно увеличивая время выдоха, сохранить и закрепить естественный механизм диафрагмального дыхания.

В этом возрасте дети прекрасно концентрируют внимание, поэтому возможно обучение по групповой методике. В процессе обучения дети получают элементарные знания по анатомии, физиологии, гигиене дыхания, постепенно формируется психологическая установка и устойчивые практические навыки здорового образа жизни и привитие культуры здоровья с раннего возраста.

Процесс обучения детей условно можно разделить на 3 этапа.

1. Изучение дыхания. На этом этапе обращается внимание детей на важное значение воздуха и дыхания для жизни и здоровья. Цикл занятий на 1 этапе состоит из 3-6 занятий. Ребенок учится правильному отношению к своему здоровью, формируется психологическая установка для дальнейшего усвоения методики.

2. Регуляция в покое. Этот этап включает в себя знакомство с тренажером, обучение самой методике тренировок, адаптационный и основной режим тренировок.

3. Регуляция дыхания во время движения. Данный этап способствует сохранению диафрагмального типа дыхания во время физических упражнений для более эффективного повышения резервных возможностей системы дыхания организма детей.

Более подробно методика занятий изложена в методических рекомендациях «Дыхательный тренажер ТДИ-01 в медицине и валеологии».

Особенно важно использование методики дыхательной гимнастики на тренажере при различных заболеваниях. Как уже было сказано, методика позволяет улучшить энергетику клеток, обмен веществ и сформировать активную иммунную систему, поэтому целесообразно включать занятия на тренажере в лечение заболеваний крови, бронхо-легочной системы (бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма, туберкулез), нервной системы (неврозы, нарушения сна, остеохондроз, нарушения речи и др.), аллергических состояний, нарушений обмена веществ (диабет, ожирение, проблемы щитовидной железы) и многих других патологий.

У детей с нарушениями дыхательной системы, особенно с бронхиальной астмой, занятия должны проводиться в щадящем режиме. Тренировки дыхания нужно начинать в период ремиссии. В течение дня можно проводить 2 тренировки: утром натощак 3-5 мин. (в качестве утренней гимнастики) и вечером – основное занятие перед сном, начиная с 3 мин., постепенно увеличивая время на 1 мин. в неделю.

Вдох необходимо делать через нос, выдох в тренажер первые 3-4 недели, только после адаптации ребенка к тренажеру, можно пытаться перейти на основной режим дыхания: вдох и выдох через воду.

Воды в тренажер нужно наливать 10 мл, только после успешного освоения дыхания через это количество, можно постепенно увеличивать количество воды до 15 мл.

Для лучшего увлажнения дыхательных путей и облегчения отхождения мокроты между занятиями в течение дня можно делать ингаляцию с помощью ТДИ-01 с настоями трав, рекомендованными лечащим врачом.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно отменять или уменьшать дозы лекарственных препаратов, это может сделать только лечащий врач по мере улучшения состояния.

Туберкулез является одним из показаний к применению методики дыхания на тренажере ТДИ-01. Детям, страдающим туберкулезом, также рекомендован щадящий режим занятий. Тренировку дыхания можно проводить 1 раз в день перед сном. После приема пищи должно пройти не менее 2-3 часов. Начинать занятия нужно с 10 мл воды, постепенно увеличивая до 15 мл по мере освоения дыхания. Время занятий для детей дошкольного возраста 3-5 минут. Более старшие дети могут начинать с 10 минут, постепенно увеличивая время на 1 мин. через 3-4 дня в течение первого месяца. Максимальное время занятий для детей младшего возраста, больных туберкулезом 15-20 минут.

В период адаптации вдох целесообразно делать через нос, выдох в тренажер. Через 2-3 недели можно подключать упражнение «водолазы» 1-2 мин. в конце занятия и «ветер» 10-15 секунд. На 4-5 неделе можно перейти полностью на основной режим занятий: вдох и выдох через воду.

В питании детям, страдающим туберкулезом, необходимо увеличивать количество растительного нерафинированного масла, добавлять орехи, семечки. Перед занятием старшим детям показано сосать нерафинированное растительное масло. У младших детей целесообразно использовать пищевые добавки, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (лецитин, омега-3 и др.).

В Новосибирске имеется положительный опыт применения дыхательной гимнастики на ТДИ-01 на базе Детского туберкулезного санатория № 3 (главный врач Белозерова С. И.). Создано 4 группы детей по 5 человек с диагнозами: Вираж туберкулиновых проб, Туб.инфицирование,

Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов в стадии рассасывания и пролиферации (диспансерные группы 2 и 3). Возраст детей 5-6 лет.

Нужно отметить большой интерес у детей к занятиям как на первом, так и на втором этапе. На тренировках создается психоэмоциональная настроенность ребенка на выздоровление и здоровый образ жизни в последующее время.

Из результатов клинического обследования можно отметить снижение частоты пульса у всех детей в среднем на 10% (15 человек занимались регулярно). По общему анализу крови у 7 детей из 15 отмечалось возрастание уровня гемоглобина от 2 до 12 единиц после 2 месяцев занятий. ПДА увеличилась у 12 детей в 2 раза (с 4 до 8 сек.)

Рентгенологическое обследование и реакция Манту в данный период детям не проводились. В целом тренировками дыхания остались довольны родители, дети, лечащие врачи и гл. врач санатория.

Совершенно очевидно, что это направление работы нужно развивать и внедрять в других лечебных и оздоровительных учреждениях.

Организационно-методические вопросы обучения детей дыхательной гимнастике на тренажере ТДИ-01

Обучение детей методике дыхательной гимнастики с помощью тренажера имеет ряд особенностей, с чем связаны и особенности в организации занятий с детьми. Прежде всего, здесь имеет место игровая методика обучения, в процессе которой дети получают элементарные знания по анатомии, физиологии, гигиене дыхания, что позволяет прививать детям культуру здоровья с раннего детства. В связи с чем, хотелось бы отметить особую роль в этом процессе обучения, которая ложится на педагогов и медицинских работников детских дошкольных учреждений, школ, других общеобразовательных структур и лечебных учреждений, оказывающих помощь детям.

Как организовать занятия с детьми?

Условно тренировки с детьми можно разделить на 2 вида: индивидуальные и групповые. Индивидуальные тренировки проводят родители в домашних условиях, предварительно проконсультировавшись с врачом, владеющим методикой занятий на ТДИ-01. Задача врача-консультанта научить ребенка и родителей диафрагмальному (брюшному) дыханию и основным моментам методики занятий.

Занятия проводятся вечером в домашних условиях. Периодически раз в 7-10 дней врач-консультант контролирует правильность занятий и дает рекомендации по дальнейшему ведению тренировок.

Возраст детей на индивидуальном обучении практически не ограничен (есть примеры, когда занимаются дети с 2-3-летнего возраста).

Особая роль в данном виде занятий отводится родителям, так как именно от них будет зависеть регулярность тренировок и соблюдение правильности выполнения методических рекомендаций. В связи с этим врачу-консультанту необходимо установить теплые дружеские отношения не только с ребенком, но и создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу в семье, так как определенный процент успеха зависит от степени доверия, возникающего между врачом и пациентом. Обязательно рекомендовать родителям вести дневник наблюдений, где необходимо отмечать время занятий, ПДА, самочувствие ребенка.

Групповые тренировки могут проводиться в дошкольно-школьных учреждениях, детских санаториях, поликлиниках, стационарах и других лечебных учреждениях. После согласования с администрацией детского сада, школы или санатория проводится беседа с родителями в виде небольшой презентации самого аппарата и методики занятий, после чего набирается группа детей.

Группа, по нашему опыту, оптимально не должна превышать.5-6 человек, чтобы не рассеивалось внимание детей и была возможность проконтролировать каждого ребенка. Групповые занятия лучше проводить с детьми 5-7 лет и старше. До 5 лет занятия целесообразнее проводить индивидуально в виду отсутствия концентрации внимания у детей младшего возраста во время групповых занятий.

Время проведения тренировок согласовывается с администрацией детского учреждения, что позволяет не нарушать определенный режим дня детей.

Желательно, чтобы занятия проводились на голодный желудок (до и после приема пищи должно пройти не менее 1,5-2 часов). Это может быть время между завтраком и обедом, либо после дневного сна. В детских учреждениях интернатного типа, где дети находятся круглосуточно, занятия проводить лучше вечером перед сном. Для этого предварительно обучается персонал. Врач-консультант проводит несколько занятий ежедневно, затем переходит на контрольные занятия 1 раз в 7-10 дней. На каждого ребенка заводится медицинская карта, где отображается динамика самочувствия, клинических и функциональных обследований до начала занятий и в процессе тренировок.

В Новосибирске мы имеем опыт работы в нескольких детских садах. Занимались с детьми дет. сада № 135, 504, 440, 234, 460. Ежедневно врач-консультант проводил занятия в течение 10-14 дней в дневные часы, затем, после инструктажа с родителями, тренажер отдается на дом и дети продолжают заниматься в вечернее время перед сном. Далее врач-консультант проводит контрольные занятия 1 раз в 7-10 дней.

Опыт данной работы получил одобрение участников Всероссийской Конференции «Актуальные проблемы санаторно-курортной помощи детям» 20-22 апреля 1999 года в г. Сочи, где было рекомендовано продолжить развитие этой методики. Наш опыт работы показывает, что с детьми заниматься можно и нужно, они прекрасно осваивают дыхательную гимнастику на тренажере, занимаются с большим старанием и интересом.

Опыт использования тренировок дыхания на аппарате ТДИ-01 у детей с бронхиальной астмой

Кандидат медицинских наук Мещеряков В. В. Омская государственная медицинская академия. Омск.

Бронхиальная астма является одним из самых распространенных заболеваний органов дыхания у детей. Несмотря на большие успехи в диагностике и лечении этой болезни в последние годы, в основе которых лежит пик-флуометрический мониторинг проходимости бронхов и ступенчатый подход в терапии, достижение полной ремиссии без базисного противовоспалительного лечения остается маловероятным. Это диктует необходимость поиска новых, экономически менее затратных и эффективных методов лечения. В этом смысле интересной представляется теория эндогенного дыхания и использование аппарата ТДИ-01 для его тренировки. Уменьшение образования свободных радикалов и, следовательно, угнетение липопероксидации в условиях умеренной гипоксемии и гиперкапнии, тормозящие выработку медиаторов воспаления, являются теоретической предпосылкой метода эндогенного дыхания при аллергическом воспалении, которое лежит в основе патогенеза бронхиальной астмы. Это послужило поводом для апробации этой методики в лечении бронхиальной астмы у детей.

Целью настоящей работы явилась оценка влияния тренировок на аппарате ТДИ-01 на течение бронхиальной астмы у детей.

Анализу подвергнуты 25 случаев атонической бронхиальной астмы у детей 7-14 лет (12 пациентов с легким и 13 – со средне-тяжелым течением болезни). Учитывались клинические показатели течения и данные спирографии в сравнительном аспекте (до начала тренировок за последние 6 месяцев и после 3 месяцев использования аппарата в течение 6 месяцев). Для статистической обработки применены непараметрический критерий Вилкоксона и критерий Стьюдента (2). Тренировки на аппарате ТДИ-01 предполагали применение базисной терапии согласно Международному Консенсесу (1). Причем, характер медикаментозного лечения не менялся при назначении тренировок дыхания.

Результаты наблюдения за детьми, в комплекс лечения которых были включены тренировки на аппарате ТДИ-01, показали достоверные доказательства влияния сочетанной терапии на течение заболевания. Отмечено достоверное (р<0,05) уменьшения числа обострений за 6 месяцев, числа обращений за медицинской помощью за этот период (р<0,05), частоты ночных симптомов астмы (р<0,05), частоты использования ингаляционных бронхолитиков (р<0,05). Отмечено также влияние этого метода на состояние гиперреактивности трахеобронхиального дерева. Так, достоверно сократилось число метеозависимых и зависимых от физической нагрузки приступов кашля и одышки (М0=3 и 1 до и после тренировок соответственно, р<0,05). Интересной представляется самооценка пациентами влияния тренировок на течение болезни и самочувствие. Так, 20 пациентов (80%) отметили положительный эффект метода, 3 – не отметили никакого эффекта, а у двух на фоне тренировок наступило обострение болезни. Однако, в случаях ухудшения состояния имела место большая нагрузка (сопротивление дыханию в количестве до 20 мл. воды при средне-тяжелой астме).

18 пациентам проведена сравнительная оценка показателей функций внешнего дыхания перед началом тренировок и на 2-5 месяц после трехмесячных регулярных тренировок (через 5-8 месяцев от начала занятий). Результаты исследования (табл. 1) показали достоверное (р<0,05) улучшение проходимости бронхов по данным спирографии (ОФВ-1) и пик-флуометрии (ПСВ).

Трем детям из восьми, получавшим стероидные гормоны в ингаляциях, после курса лечения с применением тренировок, удалось перейти на негормональную базисную терапию, что не сопровождалось клиническим и функциональным ухудшением.

 

Влияние тренировок на аппарате ТДИ-01 на клинические симптомы астмы (по величине Моды – М0)

 

До тренировок После тренировок
Число обострений за 6 месяцев М0 = 4 р<0,05 М0 = 2
Число обращений за 6 месяцев М0 = 3 р<0,05 М0 = 1
Частота ночных симптомов за 1 месяц М0 = 3 р<0,05 М0 = 2
Частота использования адреномиметиков за 1 неделю М0 = 5 р<0,05 М0 = 2

 

Показатели функций внешнего дыхания у детей с бронхиальной астмой до и после курса тренировок эндогенного дыхания (п-18)

Период исследования VС (л) FVC – 1 (л/сек) PEF (л/мин)
До тренировок 2,3±0,3 1,98±0,2 280±34
После тренировок 2,4±0,3 2,54±0,1 370±25
P >0,05 <0,05 <0,05

 

Выводы:

1. Применение тренировок на аппарате ТДИ-01 на фоне базисной терапии бронхиальной астмы у детей оказывает положительный эффект, что выражается уменьшением симптомов астмы, улучшением самочувствия и возрастанием показателей, характеризующих бронхиальную проходимость.

2. Тренировки эндогенного дыхания на аппарате ТДИ-01 должны проводиться на фоне базисной терапии, возрастание сопротивления дыханию должно быть индивидуально выбранным и не превышать 15-17 мл. воды при легком течении 13-15 м. – при средне-тяжелом течении бронхиальной астмы.

 

Опыт применения аппарата ТДИ-01 у детей с бронхиальной астмой

Краснова Е. Н., Кульшина Т. М. Отделение долечивания «Падь Еловая» Ивано-Матренинской детской больницы. Иркутск.

В отделении долечивания используется дыхательный тренажер ТДИ-01 с 1996 г. Метод дыхательной тренировки на аппарате ТДИ-01 входит в состав респираторно-восстановительного комплекса лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Дети поступают из пульмоаллергологического отделения детской больницы в период стихания обострения бронхиальной астмы на этапы лечебно-щадящей и функционально-тренирующей реабилитации (около 30% детей), в период ремиссии из поликлиник города на этап функционально-тренирующей реабилитации или на этап активного восстановления функции.;

Курс лечения в отделении 18 дней, за который удается провести от 12 до 14 процедур на аппарате ТДИ-01. Дыхательный тренинг проводится 1 раз в сутки в определенное для каждого пациента время под руководством мед. сестры. Занятия по 3-4 человека в группе. На процедуру направляются дети с шестилетнего возраста.

В 1996-1997 г. функционировало 5 аппаратов, в 1998-1999 г.- 10 аппаратов. В 1996 г. из 159 детей с бронхиальной астмой, прошедших реабилитацию, проведены курсы тренировок у 78 детей. В 1997 г. соответственно из 143 у 122 детей. В 1998 г. пролечены из 300 детей 221. В 1999 г. из 430 детей – 230, с января по апрель 2000 г. На 15 аппаратах пролечены 186 детей из 216 наблюдавшихся в отделении. В 1996-1997 гг. тренировка дыхания на аппарате ТДИ-01 использовалась только у детей с легкой степенью тяжести бронхиальной астмы. В 1998 г. она применяется у детей с легкой, среднетяжелой и тяже-лой контролируемой бронхиальной астмой. 90% занимающихся детей с атопической формой бронхиальной астмы. У большинства детей имеются сопутствующие аллергический ринит и аденоидит.

Методика работы на ТДИ-01 у нас следующая. Объем воды от 15 до 20 мл в зависимости от возраста и степени тяжести заболевания. Курс начинается с ПДА -7 сек. (вдох – 2 сек., выдох – 5 сек.), 10 минут, к концу курса продолжительность дыхательного акта увеличивается до 14-17 секунд, а время занятия до 15 минут. Некоторые больные к концу занятия отмечали легкую головную боль, вялость, при этом процедуры не прекращались, режим тренировки не наращивался, к 3-4 процедуре указанные симптомы полностью исчезали, и боль- ные переходили на тренирующий режим. Дети, которые продолжают дыхательный тренинг после выписки из отделения в домашних условиях, поступая на повторный курс реабилитации, занимаются с оптимально возможной более длительной ПДА.

Дыхательная кинезетерапия в отделении представлена групповыми занятиями ЛФК с обучением диафрагмальному дыханию, ЛФК по Толкачеву. В программу реабилитации также входят следующие элементы:

– десенсибилизирующие мероприятия;

– образование детей и их родственников по программе «астма-школа»;

– небулайзерная терапия;

– симптоматическая физиотерапия;

– санация хронических очагов инфекции;

– спелеотерапия.

Анализ курации детей с бронхиальной астмой, занимающихся тренировкой на аппарате ТДИ-01 за период 1996 г.- апрель 2000 г. показал непосредственные результаты:

1) больные быстрее достигают полной ремиссии бронхиальной астмы,

что объясняется противовоспалительным действием вследствие снижения

свободнорадикального окисления липидов при гиперкапнии.

2) улучшение бронхиальной проходимости в связи с создаваемым давлением на выдохе, что подтверждается показателями функции внешнего дыхания. Пиковая скорость выдоха, контролируемая путем посуточной пикфлоуметрии с графической регистрацией на пикфлоуметрах типа mini-Wright Peak Flow Meter фирмы Clement Clarke, и объем форсированного выдоха за первую секунду, контролируемый на аппарате «VENTILOME-TER VM-1» фирмы Clement Clark, повышались в среднем по PEF на 5-7 день на 19%, (в группе детей не проходящих тренировку на 10-14 день), объем форсированного выдоха за первую секунду на 7-10 день на 15%. Многие больные на протяжении курса терапии впервые достигали и сохраняли наилучшие свои значения пиковой скорости выдоха.

3) У большинства снижение индекса суточной вариабельности в раз личные сроки как результат противовоспалительного эффекта с 20-25% до 5-15%.

4) Уменьшение кратности приема бронхолитиков.

5) У 64% больных со среднетяжелым течением потребность в ежедневном приеме бронхолитиков отпала, суммарная доза бронхолитиков снизилась в 2,1 раза.

6) Дети гораздо быстрее овладевали техникой ПФМ, использованием

дозированных карманных аэрозолей, имели хороший навык максимальной задержки выдоха.

Наблюдалась хорошая адаптация к физической нагрузке, увеличение физической активности, удлинение времени активных игр, что свидетельствует о повышении качества жизни.

При обучении в астма-школе помимо традиционных занятий уделяется внимание роли диафрагмального дыхания, необходимости ежедневных занятий ЛФК, длительной тренировки на аппарате ТДИ-01 для достижения оптимального эффекта от лечения.
Опыт применения дыхательного тренажера ТДИ-01 в лечении бронхиальной астмы

Пенькова В. С., врач-аллерголог Детская поликлиника Дорожной клинической больницы. Ярославль.

Заболевания органов дыхания представляют одну из наиболее актуальных проблем практической медицины. Особое место в структуре заболеваний органов дыхания занимает бронхиальная астма.

В последние годы, по данным из многих стран мира, отмечается рост заболеваемости бронхиальной астмой. Отдельные эпидемиологические исследования, которые выполнены по рекомендации Европейского общества пульмонологов, свидетельствуют, что в России, как и в большинстве стран Европы, бронхиальная астма распространена среди 5% взрослого населения и около 10% детского населения.

Бронхиальная астма – это заболевание, которое, начавшись в детстве, часто продолжается в зрелом возрасте и нередко становится причиной инвалидизации и тяжелых исходов. Особенно, если не проводились профилактические мероприятия для предотвращения перехода легкой формы заболевания в более тяжелую.

Причины роста аллергических заболеваний вообще и бронхиальной астмы, в частности, очень разнообразны и многочисленны. И если учесть большое разнообразие причин роста аллергических заболеваний и большой процент страдающих этим недугом, то проблему можно и нужно рассматривать не только и не столько, как медицинскую, но и как социальную (возможно, даже в большей степени). Медиками всего мира в последние годы достигнуты большие успехи в лечении бронхиальной астмы. Но проблема остается в другом: наши больные не научены бороться за свое здоровье, не умеют трудиться, чтобы сохранять или улучшать свое здоровье. И это касается не только больных с бронхиальной астмой, но и всего нашего народа в целом. Сейчас наблюдается рост числа многих заболеваний, при которых, как и у больных с аллергическими заболеваниями, страдают иммунологические механизмы защиты организма.

Занятия на аппарате ТДИ-01 позволяют постепенно укрепить иммунную систему, что ведет к оздоровлению всего организма при условии постоянных ежедневных занятий.

Для больных с бронхиальной астмой занятия на тренажере ТДИ-01 важны еще и потому, что это первый аппарат, при занятии на котором (в силу особенности его строения) проводится массаж непосредственно трахеи и бронхов, что дает быстрый эффект санации бронхиального дерева. Практически с первых занятий начинает отходить мокрота (если выражена гиперсекреция), идет освобождение от избыточного ненужного секрета. С этих первых признаков саногенеза и начинается улучшение в состоянии больного: кашель с откашливанием мокроты, уменьшение одышки, спокойный сон ночью, улучшение психоэмоционального состояния.

Поскольку я работаю на амбулаторных приемах в поликлинике, занятия по обучению методике дыхания на тренажере ТДИ-01 в большей степени провожу индивидуально. Сначала проводится большая подготовительная работа с родителями ребенка. Больше половины успеха в занятиях с детьми зависит от того, как настроены родители на данные занятия. И если ранее они были знакомы с другими методиками дыхательных лечебных мероприятий, то быстрее и легче настраиваются сами и настраивают своих детей на обучение дыханию на тренажере ТДИ-01.

Обучение методике дыхания на ТДИ-01 проводилось детям с бронхиальной астмой, которой сопутствовали аллергический ринит, атонический дерматит, дискинезия желчевыводящих путей, гастродуоденит. В основном, это дети со средней степенью тяжести заболевания. Занятия начинались с 10 минут и у младших детей с 10 мл воды в аппарате. Индивидуально постепенно увеличивалось время занятий и количество воды. ПДА в начале занятий от 6-7 сек. увеличивалась до 15-16 сек. у младших детей, до 18-20-22 сек. и 30 сек. у старших детей. Обучение проводилось детям от 4-х до 17 лет.

Субъективные отрицательные ощущения дети не отмечали. Признаки саногенеза если и наблюдались, то слабовыраженные по основному и сопутствующим заболеваниям.

Лечение, на котором находился ребенок до дыхания на аппарате ТДИ-01, особенно базовое (интал, кетотифен, бекотид) не отменялось. Но препараты по ситуации отменялись довольно быстро самопроизвольно. Например: девочка, просыпавшаяся за ночь дважды от приступов удушья, которые снимала вдохом сальбутамола, после начала занятий на ТДИ-01 стала спать без приступов и необходимость приема сальбутамола отпала.

Все дети, дышащие на тренажере, работают на гипоксическом режиме. У всех детей постепенно ПДА увеличивается; отмечается клиническое улучшение: приступы стали беспокоить реже, протекают легче и быстрее снимаются. Есть дети, которых приступы уже не беспокоят – это дети с легкой степенью тяжести заболевания и недолгой длительностью болезни, то есть ребенок заболел бронхиальной астмой недавно (от полугода до года).

Пикфлоуметрия проводится детям до начала обучения дыханию на аппарате ТДИ-01 и во время обучения. Показатели пикфлоуметрии постепенно повышаются.

С бронхиальной астмой обучено методике дыхания на ТДИ-01 всего 17 детей. Из всех только у одного ребенка 15-ти лет (инвалид по бронхиальной астме) нет явных улучшений, так как на занятия ходит один без мамы (неполная семья), во время занятий дома мама ему помочь не может, поскольку сама не изучила данную методику.

Основная проблема при занятиях с детьми дома – это заинтересовать ребенка, с положительными эмоциями помочь в определенное время сесть с аппаратом на занятие, что требует много терпения, много сил и упорства.

Но видя положительные результаты, и дети, и родители в основной своей массе, продолжают трудиться, чтобы избавиться от имеющихся недугов и не дать проявиться новым.

Тренажер ТДИ-01 должен стать «настольным» прибором каждого больного бронхиальной астмой, особенно у детей, чтобы помочь развиться иммунной системе для полноценной защиты от бронхиальной астмы и множества болезней, развивающихся при снижении иммунной защиты организма.

 

Применение дыхательного тренажера ТДИ-01 в реабилитации детей, больных сахарным диабетом

Туз В. В. Центр эндогенного дыхания, Ярославль.

В условиях экономического кризиса, ухудшения качества жизни значительно ограничены возможности высококвалифицированной медицинской помощи и диетотерапии сахарного диабета у детей. Актуальность темы определяется социальными факторами – ранней инвалидизацией детей, затруднением их адаптации в обществе. Социально – экономическая обстановка в Ярославской области типична для большинства регионов России. В 1999 г. в Ярославской области проживает 180 детей, больных сахарным диабетом. Анализ показывает, что заболеваемость увеличилась в 2 раза за 10 лет.

Основной целью лечения и диспансерного наблюдения детей с сахарным диабетом является предупреждение развития сосудистых осложнений, приводящих к ранней инвалидизации и летальным исходам в молодом возрасте. Как правило из таких больных до 50 лет доживают единицы, до 60 – никто.

Установлено, что в основе патогенеза развития осложнений сахарного диабета лежит хроническая гипергликемия и патологические изменения – гиперлипидемия, усиление процессов перекисного окисления липидов и др., приводящие к развитию морфологических изменений в базальной мембране сосудов. Вследствие генерализованной микро- и макроангиопатии развиваются: диабетическая ретинопатия с возможной потерей зрения, диабетическая нефропатия с исходом в хроническую почечную недостаточность, диабетическая нейропатия с исходом в синдром диабетической стопы с угрозой ампутации конечности. По результатам обследования у 70 % детей имеется диабетическая катаракта, ретинопатия. При манифестации заболевания катаракта выявляется у 25 %, нейропатия – у каждого из вновь заболевших.

Известно, что успешное лечение сахарного диабета, эффективная реабилитация при наличии осложнений, своевременная, качественная профилактика последствий диабета у детей предполагает обязательное сочетание квалифицированной высококачественной инсулинотерапии и немедикаментозной терапии. Известны программы фитотерапии, диетотерапии, аэробных физических нагрузок в режимах активации и тренировки.

Применение дозированных физических нагрузок даже в режимах активации и тренировки затруднительно у детей с наличием таких осложнений как диабетическая катаракта, ретинопатия, полинейропатия и у детей с сахарным диабетом в дошкольном и младшем школьном возрасте при длительном стаже болезни из-за низкой толерантности к физической нагрузке.

В целях повышения качества реабилитации детей с сахарным диабетом, компенсации гиподинамии, характерной при наличии осложнений диабета, расширения объема немедикаментозной терапии, повышения уровня неспецифической резистентности организма проводилось обучение детей дыхательной гимнастике на тренажере ТДИ-01.

Предполагалось, что сочетанный респираторный тренинг на ТДИ-01 позволит через улучшение вентиляции, газообмена, улучшение оксигенации и микроциркуляции активизировать течение метаболических процессов, компенсировать наличие дисхроний, улучшить психоэмоциональное состояние.

Работа проводится с марта 1999 г. на базе Ярославского центра эндогенного дыхания педиатром-эндокринологом, прошедшей обучение методу эндогенного дыхания и имеющей личный опыт дыхательной гимнастики на тренажере ТДИ-01.

При помощи отдела социальной защиты населения Управления здравоохранения г. Ярославля была сформирована группа детей в количестве 10 человек в возрасте от 6 до 15 лет. Стаж болезни до 8 лет, (3 детей со вновь выявленным диабетом). У 3 детей длительно регистрировался высокий уровень гликемии – 15-17 ммоль/л, в первые 2-3 года от начала болезни были выявлены осложнения: диабетическая катаракта – 8 чел., ретинопатия – 6 чел., полинейропатия – 3 чел.

Все дети имеют средства самоконтроля (глюкометры, тестполоски), перед началом занятий осмотрены окулистом, невропатологом, эндокринологом и педиатром.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Перед началом дыхательной гимнастики были проведены беседы с родителями детей, во время которых объяснялось значение дыхательной гимнастики, её влияние на обмен веществ и биоэнергетические процессы, на развитие детского организма, физическое и психическое состояние ребенка. Подобная «школа дыхания» для родителей – это обязательное условие, т. к. только с согласия и с помощью родителей можно получить стабильный эффект от дыхательной гимнастики в такой группе больных. На этом же этапе проводится цикл бесед с детьми – о здоровье и болезнях, о дыхании, значении дыхательных тренировок для укрепления здоровья, дети получают элементарные знания об анатомии, физиологии, гигиене дыхания, формируются и закрепляются навыки контроля диафрагмального дыхания и контроля осанки.

Проблемы этого этапа связаны с низким уровнем знаний о дыхании и дыхательной гимнастике на тренажере ТДИ-01, низким уровнем общей культуры и потребительским отношением к своему здоровью и медицинским услугам, научной и практической новизной темы в медицине.

Результатом работы на подготовительном этапе является формирование психологической установки, высокой, устойчивой мотивации семьи и ребенка на введении респираторного тренинга на ТДИ-01 в режим дня, систематическое, добросовестное выполнение дыхательной гимнастики. Также очень важно познакомить друг с другом всех родителей и детей, создать хорошие человеческие отношения между людьми, участвующими в этом новом деле, обеспечить взаимопонимание и поддержку участников «пилотной» группы.

Обследование у специалистов также проводится на подготовительном этапе, поэтому подготовительный этап занимает 10-12 дней.

 

ЭТАП АКТИВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

В этот период проводится вводный курс респираторного тренинга на ТДИ-01 (2-3 занятия), затем основной курс – ежедневные тренировки дыхания на аппарате ТДИ-01.

На занятиях вводного курса объясняется принцип действия тренажера, правила пользования, объясняется тест – ПДА, подбирается оптимальная ПДА и сопротивление дыханию (объем воды). На первых занятиях ПДА -5-9 сек., в тренажер заливалось 12-14 мл. воды. Время занятий 5-7 мин. Адаптационные реакции на этих занятиях проявлялись кратковременным ощущением тепла в конечностях по окончании занятия, субъективным ощущением типа «нехватки» воздуха при превышении оптимальных параметров ПДА и сопротивления дыханию.

Уровень гликемии сразу после занятий и в течение вводного курса не меняется.

По окончании вводного курса – на 4 занятии дети (и родители) четко понимали и точно выполняли рекомендации по технике дыхания на ТДИ-01, определению ПДА и т. п.

Занятия проводились только в центре эндогенного дыхания.

С 5 занятия начинается активный реабилитационный период, в течение которого ежедневные тренировки дыхания дома сочета–лись с контрольными сеансами дыхательной гимнастики, под наблюдением врача – специалиста в центре эндогенного дыхания.

Занятия с врачом проводятся 1 раз в 5-7 дней, во второй половине дня, общее время занятия 20-30 минут, из них 7-15 минут на тренировку дыхания, 10-20 минут – на опрос о самочувствии, беседу с родителями и т. п. В тот день, когда дети проводили занятия с врачом, сокращалось на 7-10 минут время вечерней, домашней тренировки.

Постепенно время тренировки увеличилось до 30 минут, (увеличивалось на 1 минуту через 3-4 дня). Это достаточная тренирующая нагрузка и дальнейшее увеличение ее для детей нефизиологично и нецелесообразно (отвлекаются, утомляются). Через 10-14 дней определился основной режим сопротивления – дыхание с объемом 14-16 мл. воды в ТДИ-01. По мере адаптации организма к сочетанному респираторному тренингу на ТДИ-01 стало возможным повышение ПДА до 22-26 секунд на 3 месяц реабилитации. С помощью родителей дети заполняли дневник занятий и дневник самоконтроля.

В этот период дети проходили активное наблюдение и обучение, что позволило получить положительные результаты и отпустить детей на летние каникулы без регламентированного режима наблюдения, с определенной программой респираторного тренинга.

Неоднократно отмечалось снижение гликемии по окончании тренировок дыхания на 2 ммоль/л и 3 ммоль/л и без выраженных явлений гипокликемии. Оптимизация метаболических процессов позволила стабильно уменьшить дозы инсулина до 50 % от начальной дозы, в зависимости от стадии болезни, возраста ребенка (в среднем – на 20-30 %). Отмечено полное исчезновение катаракты у одного ребенка через 3 месяца дыхания на тренажере ТДИ-01. Для всех детей характерно в процессе дыхания улучшение сна, самочувствия, повышение работоспособности, увеличение срока «медового месяца» до А-6 месяцев вместо 1-2 (наблюдение продолжается). До летних каникул, в течение первых 3 месяцев не зарегистрировано ни одного случая осложнений, побочных действий и иных отрицательных последствий дыхания на тренажере ТДИ-01 как во время занятий, так и в течение всего периода наблюдений (по октябрь 1999 г.). Осмотр детей после летних каникул показал, что без строгого контроля врача нарушалась регулярность занятий, перерывы в тренировке дыхания на несколько дней без ухудшения состояния и самочувствия. Для объективизации полученных результатов желательно выполнять исследование гликированного гемоглобина, указывающего на уровень гликемии в течение 3 месяцев, микроальбуминурии, что затруднительно из-за стоимости этих методов.

Дальнейшие исследования проводятся в двух направлениях – эффективная реабилитация осложнений при сахарном диабете и активная профилактика их с применением дыхательного тренажера ТДИ-01. Одним из преимуществ данной методики является возможность ее применения для каждого члена семьи, что значительно повышает привлекательность и авторитет этой системы в глазах ребенка, улучшению физического и психического здоровья и качества жизни семьи.

 

Результаты применения дыхательного тренажера ТДИ-01 в детском противотуберкулезном санатории №3 г. Новосибирска

Ганчукова М. Ю., Степанова Т. В. Детский противотуберкулезный санаторий, г. Новосибирск

В условиях детского легочно-туберкулезного санатория № 3 врачом фтизиопедиатром в течение 3 месяцев проводились тренировочные занятия на аппарате ТДИ-01 с группой детей 30 человек.

Контроль состояния детей проводился в течение всего периода занятий: общий анализ крови, рентгенография легких, реакция Манту, методика газоразрядной визуализации физических полей на приборе GDV-camera.

По возрастам дети распределились следующим образом:

4-5 лет – 7 человек;

5-6 лет – 10 человек;

6-7 лет – 13 человек.

По заболеваниям:

13 детей – с затухающей фазой внутригрудных лимфоузлов, II группа диспансерного учета;
16 детей – с тубинфицированием;
1 ребенок – с бронхиальной астмой в фазе ремиссии.

У 15 детей имелась сопутствующая неврологическая патология различной степени выраженности; у 20 детей – сопутствующая ЛОР-патология.

Занятия проводились ежедневно. В группе с детьми 4-5 лет продолжительность занятий составляла 15 минут, с детьми 6-7 лет – 20 минут, что обусловлено физиологическими особенностями развития нервной системы в детском возрасте.

Дети были разбиты на 3 группы по 10 человек, но учитывая периодическое отсутствие тех или иных детей в санатории, в среднем группа состояла из 8 человек. В связи с этим, надо отметить, что с детьми 4-5 лет предпочтительны занятия в индивидуальном порядке, занятия в группе возможны, если количество детей не превышает 3-4 человек. Это обусловлено высокой отвлекаемостью детей, и невозможностью длительно концентрировать внимание в этом возрасте.

С детьми 6-7 лет лучше проводить занятия в группе из 5-8 человек.

Занятия дыхательной гимнастикой проводились как в первой, так и во второй половине дня. Дети, занимавшиеся в первой половине дня до 11 часов, выполняли упражнения внимательнее, активнее и прилежнее. В целом, утренние занятия проходили плодотворнее, с большей отдачей. Дети, занимавшиеся во второй половине дня, несмотря на то, что занятия проводились после дневного сна, плохо сосредотачивались, много отвлекались, были более расторможены.

В течение первых трех недель целью занятий было приобретение и закрепление навыков диафрагмального дыхания, и усвоение детьми элементарных вопросов анатомии и физиологии дыхательной системы. В дальнейшем повторение этих вопросов и постепенное углубление знаний проводилось на каждом занятии.

У детей 4-5 лет дыхательная гимнастика проводилась с 10 мл. воды в тренажере, у детей 6-7 лет -15 мл. воды. Посредством игровой методики в течение 2-3 недель дети всех возрастов освоили основной режим занятий (вдох и выдох через тренажер) гипоксического этапа. При этом продолжительность дыхательного акта (ПДА) увеличилась, в среднем в 2,5 раза (с 6 до 14 сек.).

За данный период наблюдения за детьми показывают, что дыхательная гимнастика на тренажере ТДИ-01 значительно улучшает состояние и самочувствие детей, они гораздо реже болели простудными заболеваниями.

В случае возникновения ОРВИ у детей, занимавшихся на тренажере ТДИ-01, заболевание протекало в легкой форме, в течение 4-5 дней купировалось без осложнений, не требовалось проведение антибактериальной терапии.

Результаты клинических исследований также отражают положительный эффект дыхания на тренажере ТДИ-01, в общем анализе крови – увеличение уровня гемоглобина и снижение лейкоцитоза у 70 % детей, снижение СОЭ у 40 % детей. Реакция Манту – у 60 % детей уменьшение размеров папулы. Рентгенография легких – у 30 % детей положительная динамика.

По данным газоразрядной визуализации – увеличение общей площади физической ауры по сравнению с исходной отмечалась у 71 % детей, качественное улучшение типа свечения и уменьшение коэффициента фрактальности (изрезанности контура) аномальных зон – у 70 % детей, приведение к зоне нормы из исходной гиперфункции органов и систем – у 57 % детей.

Активация органов и систем в процессе дыхательных упражнений на тренажере ТДИ-01 показано в таблице:

Название органов и систем Количество случаев в %
1 Эндокринная система 57
2 Иммунная система 42,8
3 Сердце 42,8
4 Почки 42,8
5 Респираторная система 28,5
6 Щитовидная железа 28,5
7 Позвоночник 28,5
8 Нервная система 28,5
9 Печень 28,5
10 Урогенитальная система 28,5
11 Голова 14,2

 

Анализ данных газоразрядной визуализации до начала дыхательной гимнастики на тренажере ТДИ-01 и через 3 месяца после ее проведения показывает отчетливое положительное влияние данной методики на состояние организма детей. В частности, наиболее выражено стабильное повышение активности таких жизненно важных систем как эндокринная, иммунная, сердечно-сосудистая. Что имеет большое значение для данной группы пациентов.

Из приведенных выше данных клинического наблюдения и исследований можно сделать вывод о положительном влиянии дыхательной гимнастики на тренажере ТДИ-01 на детей с бронхолегочной патологией, в частности, с туберкулезом, и рекомендовать использование данной методики в реабилитации детей в санаторных условиях.

Клиническая эффективность применения тренажера ТДИ-01

Соболева Д. В. Главный врач поликлиники ДКБ № 1. Ижевск.

В прогимназии № 131 г. Ижевска на группе часто болеющих детей была проверена эффективность применения ТДИ-01. Предва-рительно была прочитана лекция по эндогенному дыханию перед сотрудниками, перед родителями. Было приобретено 10 трена-жеров. Занятия проводились в течение 1,5 месяцев после дневного сна, по рекомендуемой методике. Дома дети не занимались.

Для оценки эффективности лечения ТДИ-01 использовался отечественный лечебно-диагностический прибор-анализатор иммунодефицита «Хелпер», предназначенный для пунктурной экспресс диагностики иммунодефицитных состояний (ИДС). Основа метода – научно обоснованная рефлекторная связь между состоянием центральных органов иммуногенеза (селезенки и тимуса) и температурными характеристиками определенных микрозон покровов тела. Устройство для экспресс диагностики работает на основе измерения температуры в индефферентной зоне и рефлекторно связанных с органами иммуногенеза кожных микрозонах, где при наличии Т-клеточного иммунодефицита имеется относительное снижение температуры.

До лечения проведена диагностика группы часто болеющих детей из 6 человек.

 

Получены следующие результаты:

 

1 человек – Заключение: Термографические признаки ИДС Т-клеточного иммунитета легкой степени.

5 человек – Заключение: Термографические признаки ИДС Т-клеточного иммунитета средней степени тяжести.

После курса тренировок на ТДИ-01 проведена контрольная диагностика. Получены результаты:

1 человек – Заключение: Признаки ИДС Т-клеточного иммунитета отсутствуют.

5 человек – Заключение: Термографические признаки НДС Т-клеточного иммунитета легкой степени (т. е. разница температуры в обследуемых микрозонах по сравнению с окружающими тканями уменьшилась, что говорит о положительной динамике).

Оставить комментарий