» » » Психологические предпосылки раковых заболеваний. Результаты исследований.

Психологические предпосылки раковых заболеваний. Результаты исследований.

Рак свидетельствует о том, что где-то в жизни человека имелись нерешенные проблемы, которые усилились или осложнились из-за серии стрессовых ситуаций, произошедших в период от полугода до полутора лет до возникновения рака.


Типичная реакция онкологического больного на эти проблемы и стрессы заключается в ощущении своей беспомощности, отказа от борьбы. Эта эмоциональная реакция приводит в действие ряд физиологических процессов, которые подавляют естественные защитные механизмы организма и создают условия, способствующие образованию атипичных клеток.

  • Люди обратили внимание на связь рака с эмоциональным состоянием человека уже более двух тысяч лет тому назад. Можно даже сказать, что как раз пренебрежение этой связью является относительно новым и странным. Почти два тысячелетия тому назад, во II веке нашей эры, римский врач Гален обратил внимание на то, что жизнерадостные женщины реже заболевают раком, чем женщины, часто находящиеся в подавленном состоянии. В 1701 г. английский врач Гендрон в трактате, посвященном природе и причинам рака, указывал на его взаимосвязь с “жизненными трагедиями, вызывающими сильные неприятности и горе”.
  • Одно из лучших исследований, рассматривающих связь эмоциональных состояний и рака, описано в книге последовательницы Карла Юнга Элиды Эванс “Исследование рака с психологической точки зрения”, предисловие к которой написал сам Юнг. Он считал, что Эванс удалось разрешить многие тайны рака, включая непредсказуемость течения этого заболевания, то, почему болезнь иногда возвращается после долгих лет отсутствия каких-либо из ее признаков и почему это заболевание ассоциируется с индустриализацией общества. Основываясь на обследовании 100 больных раком, Эванс делает вывод, что незадолго до начала развития болезни многие из них утратили значимые для них эмоциональные связи. Она считала, что все они относились к психологическому типу, склонному связывать себя с каким-то одним объектом или ролью (с человеком, работой, домом), а не развивать собственную индивидуальность. Когда этим объекту или роли, с которыми человек себя связывает, начинает угрожать опасность или они просто исчезают, то такие пациенты оказываются словно наедине с собой, но при этом у них отсутствуют навыки, позволяющие справляться с подобными ситуациями. Для онкологических пациентов свойственно ставить на первое место интересы окружающих. Кроме того, Эванс полагает, что рак – это симптом наличия в жизни больного неразрешенных проблем. Ее наблюдения были подтверждены и уточнены рядом более поздних исследований.

 

На основе анализа психологических аспектов жизни раковых больных, выделяют в них четыре основных момента.


  1. Юность этих пациентов была отмечена чувством одиночества, покинутости, отчаяния. Слишком большая близость с другими людьми вызывала у них трудности и казалась опасной. В длительных исследованиях установлено, что яркой особенностью людей, впоследствии заболевших раком, было глубокое переживание ими отсутствия близости с родителями. Они редко проявляли сильные чувства и обычно были в плохом настроении. Другим вариантом была ранняя утрата значимого близкого, являющегося объектом глубокой привязанности и любви;
  2. В ранний период зрелости эти пациенты либо установили глубокие, очень значимые для них отношения с каким-то человеком, либо получали огромное удовлетворение от своей работы. В эти отношения или роль они вкладывали всю свою энергию, это стало смыслом их существования, вокруг этого строилась вся их жизнь. Типичный раковый больной очень часто культивирует исключительные отношения только с одним человеком, игнорируя внешние контакты. Он охотно жертвует собой для родителей, детей или супруга. Он вкладывает в эти отношения всего себя и готов вынести все, лишь бы не потерять партнера.
  3. Затем эти отношения или роль исчезли из их жизни. Причины были самые разные – смерть любимого человека, переезд на новое место жительства, уход на пенсию, начало самостоятельной жизни их ребенка и т.п. Сохранение зависимости от значимого другого (со-зависимость, инфантильность, личностная незрелость). В результате снова наступило отчаяние, как будто недавнее событие больно задело не зажившую с молодости рану. Черта онкологических больных, подтвержденная многими учеными, состоит в том, что уже до заболевания они были подвержены чувствам безнадежности и беспомощности. Часто рак свидетельствует о том, что где-то в жизни человека имелись нерешенные проблемы, которые усилились или осложнились из-за серии стрессовых ситуаций, произошедших в период от полугода до полутора лет до возникновения рака. Типичная реакция онкологического больного на эти проблемы и стрессы заключается в ощущении своей беспомощности, отказа от борьбы. Отмечено так же, что лейкемия и рак лимфатических узлов обычно развиваются в тех случаях, когда пациент сталкивается подряд с несколькими утратами, приводящими его в психологическое состояние отчаяния и безнадежности.
  4. Одной из основных особенностей этих больных было то, что их отчаяние не имело выхода, они переживали его “в себе”. Они были не способны излить свою боль, гнев или враждебность. Их характеризует неспособность открыто выражать враждебные чувства, отреагировать свою боль. Многим онкологическим больным бывает трудно выражать отрицательные чувства. Они испытывают необходимость всегда казаться хорошими. Окружающие обычно считают онкологических больных необыкновенно хорошими людьми. Внешне может показаться, что им удается приспособиться к постигшему их несчастью. Они продолжают изо дня в день выполнять свои обязанности, но жизнь уже потеряла для них свой “вкус”, из нее ушли энергия и смысл. Создается впечатление, что ничто больше не удерживает их в этой жизни.

 

Предлагаем посмотреть видео «Кто делает рак?» о том, откуда берется эта смертельная болезнь>>

2 комментариев

  1. Оля
    | Ответить

    Спасибо за такое важное и полезное исследование.

  2. Результаты исследования могут быть использованы клиническими психологами , психотерапевтами и представляют интерес для клинико-психологической практики, могут послужить основой для создания спецкурсов и специализированных практикумов для студентов клинико-психологических специальностей.

Оставить комментарий