Энергия – что вообще может подразумеваться под этим словом. Сразу надо сказать, что разброс мнений не просто широк, а ЧРЕЗВЫЧАЙНО широк. Такое ощущение, что над этим словом повесили табличку «вы можете думать об этом всё, что угодно». И все же можно выделить наиболее часто встречающиеся точки зрения.
Если их проанализировать, то получится определенная шкала, на одном конце которой будет утверждение «Энергия – это просто еда (калории, АТФ и т.п.) и ничего больше», а на другом – «Энергия – это вообще штука Божественная, и понять её в принципе невозможно». В промежутке – множество мнений, описанных как в древней, так и в современной литературе.
Проанализировав позиции авторов этих книг, можно заметить, что на вопрос «Что такое энергия?» человек отвечает в зависимости от своего мировоззрения. И это мировоззрение практически всегда имеет «перекос» либо в сторону материализма, либо в сторону идеализма, духовности (с пониманием того, что такое духовность, тоже не все просто, но это, как говорится, «тема отдельной диссертации»).
Что означает «перекос»? Это значит, что человек ОТРИЦАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ того, чего он не знает.
И тут мы подходим к очень интересному моменту. Дело в том, что именно такое отношение к миру приводит к развитию болезни.
Сейчас мы с Вами попытаемся отстраниться от спора о том, что такое энергия, и посмотреть на вопрос с необычной точки зрения.
Дело не в споре о том, что такое энергия. Дело в том, что есть спор как таковой. Наличие этого спора выдает присутствие в нашем сознании определенной раздвоенности, ОТСУТСТВИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ.
Человек глядит на мир и понимает, что в нем есть то, что ему нравится, и то, что ему НЕ нравится. Ведь у каждого явления нашей жизни есть своя противоположность (богатство – бедность, радость – горе, вежливость – грубость и т.д.). И мы выбираем одну из половинок и отвергаем другую.
И дело не в том, действительно ли хорошо или нет то, что мы выбрали. Важно, что при этом происходит очень интересный психологический фокус. Мы начинаем прилагать усилия к тому, чтобы в своей жизни соприкасаться только с тем, что нам нравится, с тем, что мы считаем «правильным». Эти усилия выражаются в деньгах, времени, силах, убеждении самого себя и окружающих в своей правоте и т.д.
При этом, выбирая одну сторону жизни, делая её привычной, мы сначала избегаем вторую сторону, а затем начинаем осуждать её, считать чем-то плохим. В результате мы постоянно живем в одной половине мира. А вторую мы стараемся не замечать, отторгаем, считаем «не важной» и т.п. И так можно жить долго. Но вот в чём проблема – мир пополам не делится. Мир целостен и неделим. Отвергая, не признавая, считая неправильной какую-то часть мира, мы отвергаем его многообразие. Как следствие – мы отвергаем и часть самих себя.
Например, можно начать с неприятия погоды или начальства на работе. Ну, знаете – этакое легкое раздражение, недовольство, зависть и т.п. Но потом мы неизбежно начнем отвергать часть своих соседей, затем дело дойдет до неприятия части родственников, а в конце концов – неприятия части своего тела.
Помните, как в известной истории о курице, которая несла золотые яйца? Фермеру очень нравилась та часть курицы, которая несла яйца, и не нравилась та, которая клевала корм. Тогда он решил отрезать «неправильную» половину курицы и оставить себе только приятную половину. Естественно, в результате он потерял всё.
Также и с нами – как только мы начинаем отвергать целостное восприятие мира, к нам начинают приходить симптомы. Симптом – это сигнал, индикатор, тот язык, на котором к нам обращается наш тело. Это знак, что необходимо заняться исцелением. А слово «исцеление» имеет тот же корень, что и слово «целостность». То есть суть выздоровления – в обретении целостности себя и мира. Если появляются болезни, то это определенный знак того, что мы разрубили мир (и себя) пополам, смотрим на мир однобоко. И нам надо собрать его обратно, научиться любить и принимать во всем его многообразии.
Симптомы показывают нам, в чем именно мы не целостны. Обращая на них внимание, понимая, что они хотят нам сказать, мы можем постепенно, шаг за шагом, решая проблему за проблемой, становиться все более целостными.
Но если мы не понимаем этого и просто боремся с симптомами, то мы затыкаем болезни рот, не даем ей подать нам сигнал. То есть болезнь – это не плохо и не хорошо, это просто универсальный механизм, «будильник», напоминающий нам, что мы не целостны. И он говорит с нами языком симптомов.
Тут, правда, возникает другая сложность. Пытаясь избавиться от проблемы, мы часто кидаемся в другую крайность. Нам сказали: «То, что вы делали (думали) раньше – плохо». И мы тут же метнулись в другую сторону, полностью изменив образ жизни и мыслей.
Но мы по-прежнему остались нецелостными! То есть проблема не решена, мы продолжаем быть больными. И тогда симптомы начинают возвращаться, потому что мы по-прежнему воспринимаем мир однобоко. Поймите, целостно – значит, не оценивая, не отвергая ничего. Мы одинаково воспринимаем обе стороны медали. Помните: «Не судите, да не судимы будете!». И тогда мир предстает перед нами не черно-белым, а в бесконечном разнообразии красок и оттенков. Мы станем способными увидеть в том, что считали плохим, хорошее.
Человек, которого мы воспринимали как агрессивного, превращается в целеустремленного. Страх превращается в бдительность, обидчивость – в тонкость натуры, авторитарность – в стремление позаботиться о других и т.д.
Только не путайте это с равнодушием. Равнодушие – это отсутствие активного участия, пассивность. Это проявление невежества. Целостность – это активность, и при этом верно направленная. Это мудрость.
Итак, симптомы – признак отсутствия целостности. Современная медицина (если объективно, без критики) занимается тем, что избавляет человека от симптомов, от того, что ему не нравится. Это все равно, что автомеханик будет выкручивать лампочку-индикатор в автомобиле, вместо того, чтобы ремонтировать его. Если мы будем бороться с симптомами, они будут возникать снова и снова. Причем разные симптомы могут говорить об одном и том же, а могут и о разных вещах. Ещё раз: болезнь – не зло, не наказание, а регулирующий механизм, возникающий, когда мы лишены целостности. Таким образом, лечение считается успешным не тогда, когда исчез симптом, а когда человек начал двигаться к целостности.